ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК МНОГИМ В СОВРЕМЕННОМ АВТОМОБИЛЕ МЫ ОБЯЗАНЫ АВТОСПОРТУ?
Автоспорт – вершина развития технологий автомобилестроения. Именно здесь производители добиваются максимальной мощности двигателя (как правило, используя экономичные турбомоторы), повышают эффективность тормозной системы и снижают массу деталей до минимально возможного уровня. Все это просто необходимо, чтобы доказать свое преимущество на гоночных трассах и раллийных спецучастках.
В автоспорте каждое мгновение на счету, поэтому большое внимание уделяется работе трансмиссии. Коробки передач здесь работают за доли секунд, обеспечивая непрерывную передачу крутящего момента на колеса. Эти технологии распространяются и на дорожные автомобили: например, трансмиссия DSG изначально создавалась именно для решения соревновательных задач.
ŠKODA – компания с более чем вековым опытом – не могла остаться в стороне от мирового автоспорта. Ее история тесно связана с развитием гоночной культуры.
«Боевое крещение» марка прошла 120 лет назад. Тогда компания еще носила имя Laurin&Klement и даже не производила автомобили: основу ее производства составляли мотоциклы и велосипеды. Несмотря на это, уже в 1901 году один из сотрудников предприятия, Нарцис Подседничек, принял участия в марафоне Париж-Берлин. Гонщик проявил себя с лучшей стороны, однако закончилась история весьма курьезно. Подседничек первым преодолел дистанцию в 1196 км и прибыл в столицу Германии в 3 часа ночи, но организаторов он там так и не нашел: они просто не ожидали настолько раннего финиша. Рекорд гонщику так и не засчитали, а сам он, после сложного заезда, отправился отдыхать в гостиницу.
После этого у ŠKODA было немало побед, всеми признанных и заслуженных. Компания приняла участие в огромном количестве соревнований, проводимых, в том числе, и на территории Российской Империи. Чешские автомобили, хоть и не всегда могли похвастаться огромным превосходством, часто оставляли именитых соперников позади. Во многом это связано с выносливостью ŠKODA: надежность, ремонтопригодность и отличная подготовка к плохим дорогам позволяли им преодолевать огромные расстояния и финишировать первыми, пока другие автомобили попросту ломались и сходили с дистанции.
История Нарциса Подседничека давно в прошлом, но компания из Млада-Болеславы продолжает оставаться на вершине мирового автоспорта. Причем подход ŠKODA отличается от подхода большинства автомобильных брендов, попросту использующих свое имя на машинах сторонних производителей. Напротив, ŠKODA имеет собственное гоночное подразделение, которое самостоятельно разрабатывает и собирает раллийные ŠKODA Fabia R5. Эта модель принимает участие в состязаниях различных уровней и доступна для покупки всем желающим. Как результат – целая россыпь призов в самых престижных соревнованиях по всему миру. Например, за один лишь 2016 год ŠKODA Fabia R5 завоевала чемпионство в раллийной категории WRC 2, Азиатско-Тихоокеанском чемпионате, чемпионатах Ближнего Востока и Южной Америки. Эта модель удержала лидерство и на первенствах национального уровня – в том числе в Германии, Бельгии, Венгрии, Словакии, Ирландии и самой Чехии.
Существует множество классов автоспортивных состязаний: открытые колеса, туринговые гонки, соревнования по подъему на холм и т.д. Но почему ŠKODA выбрала именно ралли? В первую очередь это связано со спецификой таких гонок – они проводятся по дорогам общего пользования и максимально приближены к реальным условиям. Конечно, современные прототипы сильно отличаются от своих дорожных версий, однако так было не всегда.
В своем нынешнем виде ралли появилось в начале ХХ века, причем первая гонка носила название Ралли Монте-Карло. Княжество Монако до сих пор принимает соревнования различного уровня, включая этап Формулы 1, Чемпионата мира по ралли и Историческое ралли Монте-Карло. Однако в 1936 году формат заезда несколько отличался: гонщикам предстояло проехать 3852 км пути от Афин до Монте-Карло.
Эта гонка стала особенной не только для мирового спортивного сообщества, но и для марки ŠKODA. Ведь здесь принимал участия экипаж, состоящий из двух чехословацких энтузиастов, – Зденека Поля и Ярослава Хаусмана, которые управляли двухместным ŠKODA Popular. Заявленную дистанцию они преодолели всего за 4 дня, избежали штрафов и смогли подняться на второе место в классе с объемом двигателя до 1500 см3. Через некоторое время после успеха ŠKODA выпустили специальную версию ŠKODA Popular Monte Carlo.
Память об победах марки сохраняется до сих пор: всем желающим производитель предлагает купить современные модели в специальных модификациях Rapid Monte Carlo и Yeti Monte Carlo, посвященные успеху на ралли 1936 года. Они обладают уникальным дизайном и позволяют лично прикоснутся к богатой истории чешской марки.